Статьи
Грузия и Дагестан – история и современность

С конца двадцатого века возросла роль информационных технологий в международных отношениях, формируя новый уровень связей между странами и народами. Принято так, что событие весомо, когда о нем широкой публике рассказали средства массовой информации. 

Эльвира Горюхина

Дагестан в беседах и сочинениях молодого поколения. 

"Дружба народов", 2010. №9

К 10-летию разгрома бандформирований, напавших на Дагестан в 1999 году. Двадцать четыре часа из жизни мужчины.

4 сентября 1999 года начальнику Новолакского РОВД майору милиции Муслиму Даххаеву позвонили из МВД Дагестана и сообщили о том, что боевики Хаттаба и Басаева, отброшенные в августе месяце из Ботлихского района, скапливаются в чеченских селах, граничащих с Новолакским районом.  

Российско-кавказская аномалия

Кавказ всегда был сложным регионом России. Здесь в небольшом пространстве смешались религии, народы и этнотерритории

Для отображения этого элемента необходимо установить FlashPlayer.
Главная → Новости

Глаза в глаза

13 мая 2014 - Кавказский дом
article121.jpg

 Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что по своему смыслу близки к кровнородственным, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту.

По форме и по сути куначество — дальнейшее развитие обычая кавказского гостеприимства, которое по смыслу есть форма искусственного родства, побратимства.
Аналогичные по смыслу обычаи существовали у черногорцев, арабов и др.
Куначество способствовало разрушению межэтнических барьеров, налаживанию дружбы соседних и других народов, из которой в дальнейшем произрастало торговое и иное сотрудничество разных плёмен, народов.
Безусловно, куначество способствовало и повышению безопасности межэтнических контактов, так как обычай обязывал кунаков обеспечивать полную безопасность друг друга, как безопасность родных братьев. Об этом, например, Ф. А. Щербин писал так: «Обычай куначества свято соблюдался черкесами. Взять кунака из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли».
       Куначеские отношения длились на протяжении веков, так как куначество передавалась по наследству, кунаки и их дети оказывали друг другу взаимопомощь во всех важнейших делах. Известны случаи, когда кунак заменял детям умерших родителей и опекал их до самого взросления.
Время возникновения этого обычая относят к седой старине, но точный период пока не установлен. Одним из самых ранних исторических свидетельств о существовании на Кавказе обычая Куначества может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце 15 века много лет прожил на Кавказе и по возвращению       
     домой в 1502 году издал книгу, в которой сообщалось следующее.
«Вообще у них в обычае гостеприимство и с величайшим радушием принимают всякого. Хозяина и гостя они называют «конак», что значит по-латински hospite. По уходу гостя хозяин провожает конака - чужестранца до другого гостеприимного крова, охраняет его и, если потребуется, то отдает за него жизнь как самый преданный друг. И хотя, как было сказано, грабеж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако конакам своим они обычно остаются верны и дома и вне дома и относятся к ним с величайшим радушием».
«Кунак» на Кавказе считается интернациональным словом и у всех народов имеет общий смысл.
           26 апреля 2014 года в ресторане «Золотой орел» прошла встреча Интернационального клуба «Кунаки», в котором приняли участие делегации из Чеченской республики, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Казахстана и Северной Осетии. 
Встреча Интернационально клуба «Кунаки» в Махачкале
Встреча прошла в теплой обстановке, словно собрались родственники.  Участников встречи представили   друг другу, так как на каждую встречу клуба приходят новые и новые гости. Особенностью клуба кунаков является и то, что  в его дружеской среде, организаторы, гости, и сами участники клуба не делятся ни по каким признакам и социальным слоям. 
Все относятся друг к другу с уважением и принимают с радушием!
 
        Желание возродить куначество возникало у многих, проекты и идеи начинали свое действо, но по тем или причинам не находили продолжения. 
Инициатором создания Интернационального клуба «Кунаки» является Юни Успанов – общественный деятель, предприниматель, прекрасной души человек, добрый и отзывчивый, всем сердцем переживающий за родной народ, за кавказцев.  Юни, приглашая в сообщество друзей – единомышленников, собирая команду для дальнейшего развития клуба, положил начало возрождению куначества на Северном Кавказе. 
 
О друзьях, о целях и задачах клуба, о жизни и о себе рассказывает Юни Успанов. 
- «Все, чем я сейчас занимаюсь, это материализованная часть того, как я живу. Вырос я в Моздоке, где проживают 72 национальности, где все одинаково стали для меня близкими людьми. Я всегда жил за пределами Чечни. Понимал, что по моим поступкам и поведению, будут судить о Чечне и чеченцах, что являюсь носителем культуры своего народа.   Поэтому никогда не забывал об ответственности, которая лежит на мне. Начиная свой бизнес в Москве, занимаясь благотворительной, спонсорской и общественной деятельностью всегда подчеркивал ее межнациональный характер. А потом придумал и такой бизнес - сеть ресторанов-музеев «Кунаки» демонстрирующий дружбу народов и межрегиональное сотрудничество. И когда я начинал, хотел, чтобы как для желудка, так и для головы была пища. У меня много друзей среди разных народов, чем я очень горжусь. Всегда считал и считаю, что национальность не должна быть преградой в дружбе. Мы все разные, но, каждый из народов самобытен, а культура уникальна. Это меня и вдохновило на открытие этнографического ресторана «Кунаки», вначале в городе Моздок, затем и в городах – Грозный, Домбай, Нальчик, и Пятигорск. В современном мире никого не удивишь ни дизайном, ни интерьером. Я не стал придумывать что-то новое, а просто взял за основу жизнь и быт кавказских народов. Например, в Моздоке, в комплексе «Кунаки» есть 14 национальных домиков - музеев, и я стараюсь, чтобы в каждый домик попадали представители разных наций, чтобы могли узнать друг о друге что-то новое. 
Будучи противником, интернет – знакомств, давая всегда предпочтение реальному общению с удивлением обнаружил положительные моменты в интернет сообществах. Зарегистрировавшись в социальной сети «Fasebook», общаясь в группах, у меня появились новые и интересные друзья, которых я и решил пригласить на встречу в «Кунаки». Я понимал, что я приглашаю людей, которых знаю, только по переписке. Понимал, что мы идем по минному полю. Но для меня стала приятной неожиданностью первая, же встреча. Я очень рад тому, что в лице каждого из виртуальных друзей нашел своего единомышленника. Изначально не мог даже предположить, что мы так подружимся, а сейчас горд и восхищен своими новыми друзьями. Очень надеюсь, что мы и в дальнейшем будем идти по жизни вместе, и станем всегда собираться в нашем клубе. Поэтому мы решили объединиться под эгидой одноименного клуба. 
 
Обсуждая разные проблемы, решили начать определенные благотворительные акции. Помогать друг другу у нас в крови. Проблемы возникают у всех. И такими акциями, мы можем внести свою лепту в решении проблем многих людей. Намечены также встречи с друзьями  в рамках программы, рабочее название которой – «Глаза в глаза» в Назрани, Владикавказе, Нальчике и Пятигорске. Надеемся, что они станут хорошим примером для других и послужат укреплению межнациональных связей и неформальному принципу народной дипломатии. Думаю, что они пройдут во всех городах как СКФО, так и ЮФО. В дальнейшем планируем расширить работу Интернационального клуба и создать Общероссийскую общественную организацию кунаков. Кстати, в июне этого года запланирована грандиозная встреча, куда 
приглашены наши виртуальные друзья из различных регионов России. На наших встречах всегда царит атмосфера тепла и уюта, которую создают, бесспорно, мои дорогие друзья!»
Этические и нравственные нормы играли в культуре народов Северного Кавказа особенно важную роль. Складываясь и развиваясь на протяжении столетий, они способствовали духовному самосохранению и развитию нации, регулировали поведение в обществе и семье, определяли воспитание детей, взаимоотношения с соседями. У всех народов существовали свято оберегаемые моральные кодексы, совокупности норм и традиций. Определяющим нравственным стержнем горцев выступают совесть, достоинство, мужество и честь. Лишиться их означает для горцев потерять больше, чем жизнь. 
 
www.youtube.com/watch
 
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1440 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!