Статьи
Грузия и Дагестан – история и современность

С конца двадцатого века возросла роль информационных технологий в международных отношениях, формируя новый уровень связей между странами и народами. Принято так, что событие весомо, когда о нем широкой публике рассказали средства массовой информации. 

Эльвира Горюхина

Дагестан в беседах и сочинениях молодого поколения. 

"Дружба народов", 2010. №9

К 10-летию разгрома бандформирований, напавших на Дагестан в 1999 году. Двадцать четыре часа из жизни мужчины.

4 сентября 1999 года начальнику Новолакского РОВД майору милиции Муслиму Даххаеву позвонили из МВД Дагестана и сообщили о том, что боевики Хаттаба и Басаева, отброшенные в августе месяце из Ботлихского района, скапливаются в чеченских селах, граничащих с Новолакским районом.  

Российско-кавказская аномалия

Кавказ всегда был сложным регионом России. Здесь в небольшом пространстве смешались религии, народы и этнотерритории

Для отображения этого элемента необходимо установить FlashPlayer.
Главная → Новости

Из истории образования древнейших этнотопонимов Кавказа. III

28 января 2014 - Кавказский дом

 В кавказской этнотопонимике широко распространен суффикс – х (в разных языках различной огласовкой), который представлял большой интерес для многих исследователей как у нас, так и за рубежом. Данный суффикс обнаруживается в таких древнейших этнонимах и топонимах, как: Диаохи, Колхи, Месхи, Джавахи, Гениохи, Витерухи, Эриахи, Гулутахи и др. Естественно, что зафиксированные в ассирийских письменных источниках XII века до н.э. и в урартских клинописных надписях имена: Дайаени, Диаохи, Килхи. На основе выше указанных примеров суффикс – х можно выделить и в других племенных названиях, таких как: Месхи, Муски, Джавахи, однако для данных имен исходная основа (без суффикса – х) в письменных источниках не обнаруживается, вычисление суффикса – х становится возможным лишь на этимологическом уровне.                          О происхождении данного суффикса единой точки зрения пока не существует.                                                                                                                                    Эквивалентами форманта – х в разных языках на различных хронологических ступенях (+начиная с протохетских времен по сей день) выступали суффиксы - k, - g (в разных языках на различной огласовкой). Как видим, фонетические варианты анализируемого суффикса многообразны, в основе чего лежат не только фонетические изменения, но и разнообразная языковая среда. В греческой и балкано-фракийской среде данный суффикс в основном представлен в варианте – х и – k, в семитской (ассирийском, арабском) – в виде – k и – g, в армянской – k, в абхазско-адыгской х и – k. по данным же картвельских языков зафиксирован лишь суффикс – х в виде окаменелого элемента.

            Думаем, что и нахско-дагестанские языки не составляют исключения. Более того, в данных языках эквивалентом указанного форманта по сей день является продуктивный функциональный суффикс – хъ (-q), - х – в основном он показатель локативного (местного) падежа. В ряде языков одновременно является м суффиксом множественности (в андийском, удийском …). К тому же, почти в абсолютном большинстве дагестанских языков этот суффикс не только показатель локативного падежа ( хотя это и есть его исконная функция), но и суффикс образующий топонимов: Хунза –хъ, Болъи-хъ, Бакълъу-хъ, Могьо-хъ, ЧIо-хъ, Кьо-хъ

            В нахско-дагестанских языках именно показатели локативных падежей используются для образования топонимов и эти же показатели при сочетании соответствующих аффиксов представлены в этнонимах и племенных названиях. Показатели местных (локативных) падежей исторически являются послелогами (в некоторых языках наречиями). Это очевидно и на данном этапе  в нахско-дагестанских языках.

            В нахских языках формант – х представлен как в местных, так и в основных падежах (так как исходным для местных падежей является именно основные падежи) и в сложных послелогах.

В дагестанских языках он представлен как показатель местных падежей, но и самостоятельно – как послелог или наречие.

            Почти в абсолютном большинстве дагестанских языков представлен формант – х (или его эквиваленты: -хъ, -хI, -гI), как показатель именно локативных падежей. Существование данного форманта и в элативном (в одном из локативных) падеже не было неожиданностью, так как это падеж является исходным для образования топонимов, а потом из топонимов для образования этнонимов и племенных названий).

            Общие свойства, выявленные при помощи фонемного и функционального морфологического соответствия форманта локативного (местного, послеложного) падежа дагестанских языков – х // -хъ позволяют предпологать его наличие на общедагестанском уровне. С другой стороны, архетип * – х выявляется в качестве исходного и на уровне нахско-дагестанского языка-основы.

            Здесь же следует отметить, что общему нахско-дагестанскому * – х можно обнаружить фонемный и функционально-морфологический эквивалент и в картвельских языках. В частности, в этом плане наше внимание привлекает фигурирующий в занском (мегрельско-лазском) формант (послелог) – х и распространенный в сванском послелог –хаn // хеn.

            Подобно нахско-дагестанким языкам, формант – х в занском языке используется в послеложных падежах: gvala // gola «гора»  - gvala-sa «к горе» - gvala-sa-х «до горы» - gvala-sa-х-ian-i «горец, горский».

            В сванском языке послелог хаn // хеn тоже выявляет функциональное и содержательное сходство с соответствующими нахско-дагестанскими послелогами: laxw «гора» - laxw- хаn (верхнебальский диалект), laxw- хеn (нижнебальский диалект) «из горы».

            Пути распределения и формирования анализируемого форманта-послелога в иберийско-кавказских языках требуют разностороннего историко-сравнительного анализа. Только в таком случае возможно получить достоверные результаты. Несмотря на это, на данном этапе считаем возможным выделить общий иберийско-кавказский элемент (в этом случае формант-послелог *- х), сохранившийся в древнейших этнонимах и топонимах Грузии, Кавказа и Передней Азии.

Р.Абашиа

Грузия. Тбилиси.

III Международный конгресс кавказоведов.

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!