Статьи
Проводы зимы по-русски
Проводы зимы по-русски

 В городах республики отметили начало масленичной недели. 

Строящие мосты между разными культурами
Всемирный день экскурсовода. 
«И если завтра мой язык исчезнет...»

21 февраля - Международный день родного языка. 

Грузия и Дагестан – история и современность

С конца двадцатого века возросла роль информационных технологий в международных отношениях, формируя новый уровень связей между странами и народами. Принято так, что событие весомо, когда о нем широкой публике рассказали средства массовой информации. 

Для отображения этого элемента необходимо установить FlashPlayer.
Главная → Статьи

«Кавказский Дом» в гостях у ГТРК «Ингушетия» часть2

18 июля 2011 - Администратор

Ведущая Мальсагова Тамара Хасановна - директор телевидения Ингушетии: Добрый вечер, уважаемые гости круглого стола. В эфире дискуссионный клуб по проблемам Северного Кавказа «Кавказский дом». У нас в гостях:
Кусова Сулиета Аслановна - директор центра этноконфессиональной проблематики СМИ при Союзе журналистов Российской Федерации, сопредседатель Кавказского клуба;
Кулбужев Азраил Мухарбекович - начальник отдела по борьбе с коррупцией МВД РИ.
Зурабов Мусса Алиевич - председатель координационного совета неправительственных организаций республики Ингушетия.
Цороев Павел Исаевич – заместитель главного редактора газеты «Ингушетия».
Албогачиев Исраил – председатель молодёжного парламента республики Ингушетия.

Тамара Мильсагова: Проблема коррупции, беспрецедентное ее разрастание являются закономерным следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов. Наша задача - выяснить и указать на эти причины, определить, как с ними бороться, что делать?
Сулиета Кусова: По-моему, коррупция- такое явление, которое неистребимо. Тему мы подняли в качестве стратегической проблемы общей безопасности, так как коррупция может угрожать нашему существованию, особенно, когда это касается разворовывания федерального бюджета. Бюджета, от которого зависит наше будущее, будущее наших детей. Взятка была, есть и будет, - такое убеждение сформировано реалиями нашей жизни. Давайте поразмышляем вместе, истребима ли взятка?
Мусса Зурабов: Как показывает практика, неистребима.
Азраил Кулбужев: Главное, не давать взятки.
Сулиета Кусова: Я думаю, многие зрители сейчас с вами поспорили бы. Я буду сидеть до старости и не давать взятки, а значит, не решать важные для себя вопросы. Поэтому я не буду тратить жизнь на бесплодные ожидания, дам взятку и решу всё, что мне нужно. Ваше мнение как профессионала по этому поводу?
Азраил Кулбужев: Системы МВД постоянно проводят работу по выявлению подобных преступлений. Это и хищение бюджетных средств, и неисполнение чиновниками служебных обязанностей.
Сулиета Кусова: Дела заведены?
Азраил Кулбужев: Дела заведены.
Сулиета Кусова: Имена крупные?
Азраил Кулбужев: Да, крупные, значимые, известные обществу.
Сулиета Кусова: Дела доведены до суда?
Азраил Кулбужев: Дела доведены до суда, некоторые осуждены.
Сулиета Кусова: Какая самая крупная сумма, украденная из бюджета, выявлена вами?
Азраил Кулбужев: До 250 млн. рублей.
Сулиета Кусова: А каков у вас бюджет республики?
Мусса Зурабов: До десяти миллиардов рублей.
Сулиета Кусова: В чём сложность борьбы с коррупцией?
Павел Цороев: Если говорить о нашей республике, то сложность, наверное, заключается в том, что республика очень маленькая и все ингуши так или иначе друг другу являются родственниками. Поэтому если один борется, то к нему могут придти родственники и сказать: «Почему ты так делаешь? Вынимаешь хлеб (грубо говоря) изо рта моих детей». Этот фактор очень серьёзный, его нужно брать во внимание. Я бы не сказал, что в нашей республике чудовищная коррупция. Достаточно посмотреть ленту новостей России для того, чтобы понять, каких масштабов у нас в общегосударственном плане достигла коррупция. Наша общая задача - бороться с этим, и я думаю, что большую роль в этой борьбе может сыграть пресса. Нужно дать СМИ больше свободы, сделать прессу более независимой.
Сулиета Кусова: Я думаю, что задача спецслужб - восстанавливать контакты с прессой. В России есть такие журналисты, которые занимаются расследованием. Им дают определённую информацию, они находятся под защитой определенных структур. Таких журналистских расследований в Ингушетии нет. Насколько открыты правоохранительные органы для информирования через прессу?
Павел Цороев: Я в этом смысле вижу положительную динамику, правоохранительные органы открыты в пределах разумного.
Сулиета Кусова: Ингушетия имеет свою специфику в борьбе с коррупцией. Для нас и всего Северного Кавказа неприемлемы эффективные формы борьбы, которые использует Москва или любой большой российский город. Мы обременены родственными связями, друзьями, знакомствами. Тогда что делать?
Мусса Зурабов: То, что сказал коллега, имеет место, но моё мнение, что не это главное. Дело в том, что информацией о крупных хищениях бюджетных денег, о взяточничестве располагают все правоохранительные органы нашей республики, как и страны в целом. Мы с вами неоднократно слышали о том, что и премьер Путин, и президент Медведев в своих выступлениях подчёркивают высокий уровень коррупции в РФ. Главное препятствие борьбы с коррупцией – её масштабы и уровень, а также ветви государственной власти, поддерживающие коррупцию.
Сулиета Кусова: То есть, повязанность и невозможность локального исключения в одной республике?
Мусса Зурабов: Совершенно верно. То, что здесь происходит, -детские шалости. Когда воруются бюджетные деньги, задеваются интересы жителей республики. Главная причина низкого эффекта борьбы с коррупцией - отсутствие надлежащей реакции в органах власти на конкретные обращения. К примеру, обращаются в милицию о похищении 400 тыс. рублей, похитил работник коммерческой организации, собственник организации написал заявление. Работник отдела по борьбе с экономическими преступлениями дважды выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Эти постановления дважды отменяла прокуратура как незаконные, и всё равно с места дело не сдвинулось. В этой папке лежит семь заявлений, адресованных лично прокурору республики. По факту бездействия прокуратуры и МВД я обратился в следственные органы РФ. Оттуда мои заявления отправили на проверку в нашу республику. Следователь нашего следственного управления отвечает, что такие действия несерьёзные, не подлежат рассмотрению в порядке статьи 144-145, т.е. уводит от ответственности тех, кто должен был принять меры и не принял. Круговая порука не даёт нашему обществу выйти из порочного круга. Там, где коррупция, невозможно достичь высокого уровня жизни людей.
Сулиета Кусова: Мне бы хотелось услышать комментарий отдела по борьбе с коррупцией по поводу сказанного.
Азраил Кулбужев: Таких заявлений у нас в отделе по борьбе с коррупцией нет, но по расхищению денежных средств обращения есть, и они направлены в суд.
Сулиета Кусова: Может, поэтому Марзаганов Гайдар, начальник отдела прокуратуры, не появился, хотя мы его приглашали. Но хорошо было бы услышать мнение прокуратуры по этому поводу. Президент страны просит повысить меры борьбы с коррупцией, а прокуратура бездействует. Получается какая-то внутренняя диверсия. Вам удавалось хоть раз эту схему проследить, предать гласности такие процессы?
Павел Цороев: Материалы у нас публикуются, конечно, но мы публикуем ту информацию, которую нам предоставляют правоохранительные органы.
Сулиета Кусова: Вы когда-нибудь обращались в прессу с подобным заявлением, не пытались раскрутить этот сюжет?
Мусса Зурабов: К сожалению, нет. Правда, мне неоднократно приходило в голову отправить эту информацию в центральные СМИ, так как здесь не только наша республика задействована. Я отправил генеральному прокурору заявление на прокурора республики. Законы запрещают пересылать обратно документы для проверки. Сейчас я отправил письмо о том, что творится в органах власти. Какой может быть порядок, когда генеральная прокуратура нарушает закон о прокуратуре, закон о порядке рассмотрения обращения граждан?
Сулиета Кусова: Мы воспитаны на русских классиках и встречали подобные сюжеты у Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Всё как-то неизменно в родном государстве. А как же нам воспитывать нашу молодёжь, в каких традициях? Может, лучше нашему парламенту признать: не можем мы бороться с коррупцией.
Исраил Албогачиев: Прозвучало мнение, что коррупция в Ингушетии - ребячество по сравнению с Россией вообще. В течение четырех лет в России умудрились в год воровать от тридцати до трехсот миллиардов долларов. Это не учитывая предприятия федерального уровня и бизнес - элиты. А что касается взяточничества в республике, то я как представитель более молодого поколения могу сказать, что взяточничество у нас начинается с дошкольного периода. Приведу пример. Был выделен миллион для развития работы с молодёжью. В результате коррупции министр Оздоев не был снят с работы, были уволены его замы, и только спустя некоторое время, когда подключилась Москва, его увольняют и арестовывают.
Сулиета Кусова: Нам памятны сюжеты, когда на центральном экране мы видели предыдущего президента Ингушетии, докладывающего первому лицу России о том, сколько выстроено в республике заводов, фабрик, сколько появилось рабочих мест. Были какие-то награждения. А потом вдруг президент Медведев объявил, что в Ингушетии украдена миллиардная сумма из федерального бюджета. Получается, что президента России дезинформировали?
Мы планируем по республикам круглые столы на тему противодействия коррупции силами гражданского общества. Сегодня у вас появился президент, к которому я испытываю глубокую симпатию. Я вижу, что президент открыт гражданским институтам. Это редкая ситуация для остальных республик. Во второй части нашей передачи предлагаю сконцентрироваться на вопросе, как институты гражданского общества могут хотя бы частично эти процессы нейтрализовать.
Мусса Зурабов: Главная причина в том, что нет надлежащей реакции. Я внес предложение лично президенту организовать контроль над рассмотрением обращений граждан в органах государственной власти.
Сулиета Кусова: А кто этот контроль будет организовывать?
Мусса Зурабов: В советские времена был единый день приёма граждан. Осуществлялся контроль за тем, как проходит приём граждан и какова реакция на эти обращения.
Сулиета Кусова: В советское время, когда в регион приезжали газеты «Известия» или «Комсомольская правда», все секретари обкома стояли на ушах. А сейчас ситуация другая и неизвестно, будет ли эта система работать.
Мусса Зурабов: Должны быть структуры, которые за этим проследят.
Сулиета Кусова: К вам обращаются люди?
Азраил Кулбужев: Да, обращаются. И от граждан получаем информацию, и свою имеем. Граждане обращаются по телефону доверия, по Интернету, мы проводим мониторинг СМИ.
Сулиета Кусова: Коллега, вы так тихо сидите, я ожидала от вас большей активности. Газета «Ингушетия» - это правительственная газета?
Павел Цороев: Учредителем нашей газеты является правительство Республики Ингушетия.
Сулиета Кусова: Какими материалами в контексте того, что мы обсуждаем, вы можете похвастаться?
Павел Цороев: Выходили мои статьи антикоррупционного характера, рассматривались коррупционные дела глав администраций одного из селений.
Сулиета Кусова: Разве правительство не заинтересованно в том, чтобы были вскрыты эти нарывы?
Павел Цороев: Конечно, заинтересованно. Но ведь есть какие-то рамки, свободная пресса- это миф.
Сулиета Кусова: Говорят, что пресса независима настолько, что от неё уже ничего не зависит. Имам Шамиль любил повторять слова арабского поэта: «Что может построить один человек, когда позади него столько разрушителей?». Наблюдая за действиями Евкурова, хочу пожелать, чтобы он не был одинок. Мне кажется, у вас сейчас есть шанс минуя поток чиновничьих кабинетов прямо пойти на встречу к президенту, чтобы попытаться что-то сделать. Вы обсуждаете между собой, среди современников подобные вопросы?
Исраил Албогачиев: Анализ коррупции в стране показывает, что 41% коррупционеров представляют работники министерств и 26% -сотрудники правоохранительных органов, люди, которые защищают страну. На недавней встрече студентов с президентом Юнус-беком Евкуровым мы говорили о разных проблемах экономики, социальной жизни республики, молодёжи. Был затронут вопрос не просто о коррупции в республике, а направленно – по отношению к студенчеству, молодёжи. Нам было дано поручение в ближайшие сроки подготовить проекты и разработать план деятельности, чтобы каким-то образом помочь разрешению вопроса. На днях будет проведено собрание, куда приглашены и президент, и члены Народного Собрания. Там будет предложен ряд мероприятий и проект по борьбе с коррупцией в образовательных учреждениях.
Сулиета Кусова: Два года назад, мы, журналисты Северного Кавказа, объединились в «Кавказский дом», сделали проект «Молодёжная общественная палата Юга России», собрали 400 наших ребят со всех республик в Москве. Были замечательные проекты, ребята предлагали свои решения многих проблем республики, какие-то национальные проекты. И наши депутаты, можно сказать, выглядели бледно на фоне молодой смены. Палата была сформирована. Мы два года этих ребят отбирали. Среди них были ингуши, балкарцы и т.д. Дошло уже до создания палаты, распределений по комиссиям, и вдруг полномочный представитель президента (царство ему небесное) вызывает Земчука, машет ему пальцем и кричит «Кто вам дал команду собирать эту палату?». Потом документы уходят в администрацию к Суркову, два года лежат под сугробом. Всё затихает, потом говорят: «Дайте нам фамилии этих ребят», ибо теперь Максим Шевченко ездит по республикам, руководит какими-то проектами.
Я желаю вам удачи, Исраил. Ваш парламент станет не дубликатом большого парламента, а самостоятельным органом. И только безрассудство молодых может вывести нас из создавшейся ситуации. Скажите, в ингушской культуре существует традиция народного управления?
Мусса Зурабов: Конечно. Тысячелетиями ингушское общество существовало благодаря этому институту. Для нашей республики впервые были приведены в действие органы местного самоуправления 11 октября 2009 г. До сих пор не было таких выборов, я лично 10 лет добивался проведения выборов. Этот институт будет полезен и эффективен только в том случае, если мы поднимем активность народных масс. Одна из главных бед нашей республики в том, что слабо развито гражданское общество, не предпринималось реальных действий по его развитию. В настоящее время наша власть делает усилия для того, чтобы поднять активность граждан.

Сулиета Кусова: Мне кажется, что гражданское общество развито именно на Северном Кавказе. Что такое гражданское общество? Саморегуляция, умение не упасть, быть самодостаточными, содержать семью и многое другое. Мы не привыкли выходить на площадь бастовать, это не в нашей культуре. Но мы всё равно будем противостоять тому, что мешает нам жить, будем объединяться, пытаться куда-то уехать на заработки, предпринимать какие-то шаги. То, что вы здесь присутствуете и возглавляете этот координационный совет, то, что вы сейчас озвучиваете - это и есть пример того, что гражданское общество в Ингушетии есть. Исраил, который сейчас работает в парламенте, который рассказывал, как он «дошёл до жизни такой», -это тоже гражданское общество.
Пользуясь случаем, я хочу выразить своё восхищение ингушским народом. Мне понятны проблемы Ингушетии. Мы, адыги, оказались на Черноморском побережье, эта земля - наше проклятие. Я думаю о чеченцах, о балкарцах, о карачаевцах, выселенных народах. Когда я наблюдаю историю ингушей, я чувствую вашу близость. Но вы как-то компактно оказались вместе, двадцать лет вычеркнуто из вашей истории. Для этноса это очень много. Вы возродились, как птица Феникс.
В завершение беседы я бы хотела, чтобы вы озвучили конкретные пожелания и сделали выводы из нашего разговора.
Азраил Кулбужев: У меня пожелание, чтобы подобные круглые столы были чаще, чтобы мы больше общались с населением. И я надеюсь если не полностью уничтожить коррупцию, то значительно её уменьшить.
Мусса Зурабов: Я бы хотел обратиться к республике с такими предложениями: республика - это наш общий дом, и мы все в ответе за то, как живём. Каждому нужно подумать, какой вклад он может сделать для республики. Нельзя сидеть сложа руки, особенно людям образованным, грамотным. Нужно объединяться в общественные организации, разрабатывать планы по разрешению проблем и активно воплощать их в реальность.
Павел Цороев: Я для начала хотел бы поблагодарить телевидение за то, что нам предоставили площадку. Всё-таки политика открытости проявляется и в нашей передаче. Коррупция - явление непобедимое, как это ни грустно. Я бы пожелал, чтобы усилился контроль за работой судей. Президент сейчас высказал мнение, что контроль необходимо усилить.
Исраил Албогачиев: Я могу добавить следующее. Мы как недавно созданный государственный орган совместно с другими государственными органами будем принимать участие в борьбе с коррупцией, совместно проводить мероприятия и выявлять коррупционеров, которые действуют на территории республики. Также приложим усилия для того, чтобы улучшить жизнь молодёжи и населения республики. И по всем действиям нужна отчётность, ведь хорошая информированность населения о деятельности государства - это основное препятствие не только коррупции, но и масштабному воровству.
Сулиета Кусова: Вам, молодым, карты в руки. Я думаю, через некоторое время мы вернёмся к круглому столу, и Исраилу будет за что отчитаться, так как заявка большая. Хорошо, что мы заканчиваем работу на пожелании этого молодого человека.
Я хочу поблагодарить участников круглого стола, которые предельно откровенно попытались поделиться своей позицией. Хочу пожелать жителям Ингушетии использовать тот шанс, который появился в республике. Сложилось так, что власть хочет диалога с обществом, а не наоборот - это редкая ситуация.
Тамара Мильсагова: Я тоже поддерживаю любые институты гражданского общества, из скольких бы членов этот институт ни состоял. Согласна и с тем, что победить коррупцию в одиночку сложно. Одна только власть без института гражданского общества не сможет это сделать. И СМИ в этом, конечно же, играют не последнюю роль. На телевидении вышел ряд программ под названием «Открытый диалог с народом», где общество имело возможность открыто задавать вопросы президенту, членам правительства и получать довольно развёрнутые ответы. Впереди много работы, она уже начата, мы на пути к диалогу с народом.
Тема следующей передачи: «Власть и общество». Всем спасибо и удачи.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3494 просмотра
Валентина # 22 февраля 2012 в 17:05 0
Уважаемый Мусса Алиевич. Рада за Вашу жизненную позицию. Поздравляю с наградой. Вспоминайте Север и Ваших коллег.